Почти 10 лет общественные отношения в сфере территориального общественного самоуправления регулируются 131 Федеральным законом. Несмотря на правовые условия, созданные законодателем для развития данного института местного самоуправления, такой механизм самоорганизации населения в ряде регионов, в том числе в Орловской области, остается, по-сути, в зачаточном состоянии, имея при этом огромный конструктивный потенциал.
Орловская область сегодня – аграрный регион, почти потерявший в 90-ые промышленность, перенаселенный, тяготеющий к красным электоральным настроениям, с перманентным конфликтом, выражающимся в недоверии или апатии основной массы населения к инициативам органов публичной власти, недоверии, конвертирующемся в конечном итоге в результаты выборов всех уровней власти.


В условиях давления на политическую систему России геоэкономических и геополитических факторов, ТОС является мощнейшим социальным ресурсом повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и обеспечения легитимности публичной власти, укрепления взаимодействия публично-властных и общественных интересов, ресурсом, в основе которого лежит ключевая характеристика нечувствительности к флуктуациям, стремление избегать любых возмущений.


По итогам 2012 года в Орловской области насчитывается 600 старост, 754 председателя уличкомов, 789 домков, зарегистрировано 266 уставов ТОС. Из них в городе Орле показатели составляют соответственно - 127 уличкомов, 180 домкомов, 16 уставов. Если отбросить номинальные и нежизнеспособные ТОСы, показатели окажутся еще более нерадостными.


Формирование территориального общественного самоуправления в Орловской области сталкивается с рядом проблем, ключевыми из которых являются: кадровый голод, отсутствие механизма выявления и обучения потенциального или имеющегося актива ТОС и недостаточная информированность населения.


Наряду с нормативно-правовой базой важно совершенствовать социальную практику функционирования ТОС. Как показывает опыт работы нашей общественной организации с представителями и органами ТОС Орловской области, сегодня необходим кадровый импульс развития, способный преодолеть неэффективность форм и методов взаимодействия органов ТОС между собой и с внешней средой (властными органами, малым и средним бизнесом, общественными объединениями, правоохранительными органами, СМИ, местным сообществом). Одним из ключевых направлений здесь является активизация коммуникативного процесса, что в свою очередь требует от активистов ТОСов в современных условиях известного уровня владения цифровыми компетенциями.


Поддержка развития данного института местного самоуправления со стороны местной власти носит зачастую полуформальный характер. Гражданские, патриотически ориентированные, организации региона готовы при поддержке федеральных институтов гражданского общества вдохнуть в процесс динамизм, исходя из убежденности в том, что ТОСы способны качественно решать задачи сдерживания аппетитов энергоснабжающих компаний, повышать качество услуг ЖКХ, побуждать местную власть действовать эффективнее, стабилизировать электоральный ландшафт, и наряду с духовными скрепами российского общества, быть организационными его скрепами.