Для решения многочисленных вопросов деятельности и развития территориального общественного самоуправления в Пермском крае была создана автономная некоммерческая организация «Лига ТОС». Главной ее целью является содействие становлению гражданского общества путем развития территориального общественного самоуправления, осуществления функций социального партнерства, направленного на выстраивание цивилизованных отношений с органами местного самоуправления, в формате гражданского контроля, гражданского диалога и гражданского участия.

Основные виды деятельности:

  • поддержка и развитие общественных организаций и общественных инициатив;
  • формирование единых и согласованных действий органов местного самоуправления, общества и организаций в реализации программ развития территориального общественного самоуправления и некоммерческих организаций;
  • организация семинаров, конференций, круглых столов, форумов и иных мероприятий для некоммерческих организаций;
  • оказание содействия развитию территориального общественного самоуправления и некоммерческих организаций путем консолидации средств субсидий из бюджетов различных уровней и других источников;
  • оказание методической помощи гражданам, разработка методик и технологий проведения бесед, лекций, направленных на реализацию предоставленных им законом прав.

Юридический термин «территориальное общественное самоуправление» был впервые закреплен в Законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 года. В дальнейшем Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 года определил основные понятия и основы функционирования территориального общественного самоуправления. Ныне правовую основу территориального общественного самоуправления в стране и конкретно в Пермском крае составляют:

1) Конституция Российской Федерации.

2) Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 27 «Территориальное общественное самоуправление»),

3) Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ.

4) Устав Пермского края от 27 апреля 2007 года № 32-ПК: Статья 33. Осуществление гражданами Российской Федерации конституционного права на местное самоуправление.

Местное самоуправление в Пермском крае осуществляется в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Пермского края в следующих формах: местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращение граждан в органы местного самоуправления и иных формах, не противоречащих законодательству.

5) Местные нормативные акты: уставы муниципальных образований, положения представительных органов местного самоуправления (в городе Перми деятельность ТОС регламентируется «Положением о территориальном общественном самоуправлении», утвержденном решением Пермской городской думы от 29 января 2008 года № 26, иными нормативными актами).

АНО «Лига ТОС» на протяжении пяти лет ведет активную деятельность по развитию ТОС Пермского края и других регионов РФ. За это время проведено более 300 семинаров, более 4500 консультаций для государственных и муниципальных служащих, общественно активных граждан в территориях края по вопросам организации и развития территориального общественного самоуправления. Проведены обучающие семинары по тиражированию пермского опыта развития ТОС в Ижевске, Омске, Кирове, Нижнем Тагиле. Подготовлены методические материалы для активных граждан и муниципальных служащих. При участии АНО «Лига ТОС» создано территориальное общественное самоуправление в Соликамске, Чернушке, Осе, Краснокамском, Пермском, Кишер-тском, Добрянском и ряде других районов Пермского края. Проведен мониторинг деятельности ТОС в городе Перми. Организованы форум общественности города Перми, конкурс «Серебряная черепаха» на лучшую управляющую компанию, определяемую ТОС, стажировки активистов ТОС Пермского края в других регионах России. Проведены межрегиональная конференция по развитию ТОС и общественных центров, семинары для муниципальных служащих Прикамья, конкурсы «Лучший ТОС города Перми» и «Лучший ТОС по работе с молодежью», опрос населения на тему «Осведомленность населения о предоставлении социальных услуг НКО города Перми», круглые столы по вопросам развития рынка социальных услуг с участием НКО города Перми, успешно работающих на рынке социальных услуг, и представителей органов местного самоуправления, семинар по обсуждению общественного заказа НКО и общественного контроля. На базе ТОС созданы 36 информационно-консультационных пунктов; оказана практическая помощь собственникам помещений во взаимодействии с управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, органами местного самоуправления, контрольно-надзорными и правоохранительными органами.

Один из часто встречающихся вопросов при создании ТОС — подготовка устава организации. Надо отметить, что основным муниципальным правовым актом, гарантирующим и регулирующим право на ТОС в муниципальном образовании, является устав муниципального образования — им определяются формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления.

Уставом муниципального образования регулируются следующие положения о территориальном общественном самоуправлении:

  1. Принципы организации и деятельности ТОС.

Принципы ТОС: законность; защита прав, свобод и законных интересов граждан; свободное волеизъявление граждан на собраниях (сходах), конференциях; свобода выбора гражданами форм ТОС; добровольное участие граждан, проживающих на территории ТОС, в разработке и принятии решений по осуществлению собственных инициатив в вопросах местного значения, их реализации; выборность и подконтрольность гражданам органов ТОС; гласность и учет общественного мнения; сочетание интересов ТОС и интересов муниципального образования в целом; взаимодействие с органами местного самоуправления муниципального образования.

  1. Понятие территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
  1. Положения о правах граждан на участие в ТОС. Право на участие в ТОС имеют:
  • граждане, проживающие на территории ТОС, достигшие 16-летнего возраста;
  • граждане, не проживающие на территории ТОС, но имеющие на этой территории недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности (в форме участия в работе собраний (конференций) с правом совещательного голоса);
  • иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории ТОС, достигшие 16-летнего возраста.

В части 3 статьи 27 ФЗ-131 в качестве территорий, в пределах которых может осуществляться ТОС, называются территории проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Перечень не является исчерпывающим. Соответственно представительные органы муниципальных образований вправе дополнить его новыми видами территорий проживания граждан. В качестве сельского населенного пункта, не являющегося поселением, могут выступать поселок, село, железнодорожная станция, другие сельские населенные пункты, если они не являются муниципальными образованиями. К иным территориям проживания граждан могут быть отнесены:

  • жилой квартал — территория проживания граждан площадью, как правило, от 1 до 5 га, ограниченная улицами, дорогами, пешеходными аллеями, естественными рубежами и включающая наряду с жилыми домами встроенные или отдельно стоящие объекты культурно-бытового и обслуживающего назначения;
  • жилой район — формируется как группа кварталов или микрорайонов в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами; площадь жилого района, как правило, от 80 до 120 га, но не более 250 га.

В городе Перми в настоящий момент созданы и активно работают 97 (с учетом поселка Новые Дяды) ТОС, еще два находятся на стадии согласования и регистрации. Территориальное общественное самоуправление в Перми существует в границах микрорайонов как многоэтажной, так и индивидуальной застройки. Количество жителей в пределах ТОС составляет от 5000 до 20 000 человек, на территории некоторых ТОСов — даже более того, что характерно для многоэтажных жилых массивов. Среднее количество жителей составляет около 8000 человек, общий охват населения — более 790 тыс. человек.

В уставе муниципального образования следует закрепить право граждан на учреждение ТОСа в качестве юридического лица, которое может быть реализовано не иначе, как в порядке, определенном в Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Граждане, не являющиеся полностью дееспособными, не имеют права учреждать ТОС как юридическое лицо, участвовать в учредительном собрании, принимать устав ТОС, избирать и быть избранными в органы ТОС.

АНО «Лига ТОС» взаимодействует с действующими ТОСами, с активными жителями, с муниципалитетами Пермского края, с депутатами всех уровней, экспертами и лидерами ТОС в других субъектах РФ.

Самые распространенные форматы взаимодействия — это выездные консультации, проведение круглых столов. И, конечно, сопровождение организации ТОСов «с нуля» или «под ключ»: начиная с общения с заинтересованными активистами, через процесс проведения собраний, конференций до регистрации ТОСа в Минюсте. Так, в 2015 году с помощью АНО «Лига ТОС» созданы четыре ТОСа в сельской местности: в деревне Фадеята, в поселениях Майское, Оверята и Нижние Муллы.

АНО «Лига ТОС», по сути, уже давно перешагнула рамки Пермского края, мы активно выезжаем как эксперты на форумы, посвященные вопросам ТОС, в разные субъекты РФ. Но самым главным всегда останется уровень «территория ТОС»: микрорайон, квартал, улица, поселение. Именно на этом уровне и происходит самая важная работа, реализуется суть территориального общественного самоуправления.

 

Георгий МЕЛЮХИН, сопредседатель АНО «Лига ТОС»

Информационный и политический журнал местного самоуправления РФ «Муниципальная Россия» № 3(59) 2015 г.